![]() |
|
|
![]() |
![]() |
Структура : Партия/Документы/Партийная жизнь
|
Важно
|
ЧЕЧНЯ: ВЫХОД ИЗ ТУПИКА 1. Образование восьмого федерального административного округа на территории Чеченской Республики на срок от 3 до 5 лет. Назначение в чеченском округе представителя Президента с полномочиями генерал-губернатора, совмещающего всю полноту административной, финансовой, политической и военной власти в республике. Генерал-губернатор не должен быть чеченцем по национальности. Его основная задача заключается в осуществлении прямого федерального управления в Чечне, поскольку чеченское общество не способно сегодня осуществлять в полном объеме демократические принципы управления. В тоже время участие представителей коренной национальности в органах местного самоуправления на уровне отдельных населенных пунктов не только возможно, но и необходимо. 2. Проведение переговоров генерал-губернатора с представителями вооруженных формирований и наиболее авторитетными представителями чеченского народа, в том числе и с А. Масхадовым. Предметом переговоров должны стать условия разоружения незаконных военных формирований, установление законности и порядка в республике, решение вопроса о будущем административном устройстве Чечни. Принимая во внимание, что в переходный период проведения переговоров и становления новой структуры власти в республике вероятность значительных нарушений прав человека сохраняется, необходимо присутствие в республике представителей международных правозащитных организаций на указанный период. 3. Проведение комплекса необходимых мероприятий по изменению системы управления республики и преобразования ее из президентской формы в парламентскую, не позднее конца 2002 года. Решение вопроса о будущем статусе республики должно быть принято только после отказа от принципа права нации на самоопределение. Независимо от избранной формы правления в республике высшие органы власти должны формироваться на демократических принципах в результате проведенных свободных выборов. 4. Разработка и принятие в III квартале 2001 года государственной программы помощи беженцам и вынужденным переселенцам из Чечни. Создание системы адресной социальной помощи и защиты населения чеченской республики, пострадавшего в ходе военных действий на территории Чечни. Предусмотреть выделение средств на указанные цели в проекте бюджета на 2002 год. В целях более эффективной стабилизации социально-экономической ситуации в Чечне целесообразно стимулировать проникновение в экономическое пространство республики трансроссийских компаний. 5. Провозглашение с 1 января 2003 года перехода взаимоотношений с Чечней на принцип “разделенных территорий”, в случае, если предыдущая часть плана не будет реализована. 5.1 Согласно указанному принципу территория Чечни разделяется на горную и равнинную. Последняя входит в состав Ставропольского края в соответствии с административным делением на уровне районов. Оставшаяся, горная часть объявляется “мятежной” территорией. Жители Чечни, смогут сделать свободный выбор своего места жительства. 5.2 Основная группировка вооруженных сил и иных федеральных силовых структур выводится из мятежной части. Их место на определенный период занимают мобильные группы, выполняющие специальные операции. Граница горной Чечни со стороны Дагестана, Ингушетии и равнинных территорий, прилегающих к Ставрополью, максимально укрепляется и функционирует с жестким пропускным режимом для всех, кто пожелает ее пересечь. Примечание: Протяженность участка границы, нуждающегося в укреплении, составляет не более 400 километров. Граница может проходить по линии южнее федеральной трассы Ростов-Баку, с тем, чтобы Грозный, Гудермес и нефтепровод Баку-Новороссийск остались на равнинных территориях. Исходя из приблизительной стоимости полностью оборудованного участка границы в расчете 1 км – 1млн. $, общая стоимость инженерных, фортификационных и иных работ составит 400 млн. долларов США, что в любом случае меньше стоимости активных боевых действий и не сопряжено с жертвами среди личного состава и мирных жителей. Личный состав подразделений по охране границы комплектуется исключительно на профессиональной основе, с денежным содержанием на уровне миротворческих сил России, действующих под эгидой ООН. Численность вооруженных сил, необходимых для охраны укрепленного участка границы по оценкам экспертов составит 10 000 человек, что более чем достаточно для указанного периметра. Объем денежного довольствия задействованных военнослужащих составит 96 млн. $ в год. Пропускной режим будет осуществляться посредством 8 специально оборудованных и тщательно укрепленных блок-постов, расположенных на основных транспортных артериях. СПРАВКА: Начать любую войну всегда легче, чем ее остановить. И быть может это звучит как прописная истина, но это так. Вторая чеченская война в новейшей истории России продолжается уже больше года. По многочисленным заявлениям властей один этап контртеррористической операции плавно сменяется другим, за очередной стадией следует новая. При этом ощущения победы и, тем более конца военной компании не возникает. Цели и задачи власти в Чечне ясны. Методы и способ реализации – далеко не всегда. Что достигнуто в республике в течение прошедшего года? Чего реально добилась власть? Каковы на самом деле победы, одержанные армией и спецслужбами? По крайней мере одно обстоятельство не вызывает сомнений: В ходе армейской операции крупные формирования боевиков действительно разгромлены. Российская армия выполнила ту задачу, которая была перед ней поставлена, и которую она в принципе была в состоянии реализовать на практике. По данным Генерального штаба хорошо вооруженная и неплохо обученная группировка боевиков, насчитывавшая в сентябре 1999 года приблизительно 26 тысяч человек, сократилась до 1,5-2 тысяч человек, действующих в виде разрозненных групп. Это уже безусловно достижение. Важной задачей, поставленной Президентом, как Верховным Главнокомандующим, перед силовиками являлся захват или ликвидация главарей боевиков. Нельзя сказать, что она выполнена полностью, но кое-что все-таки удалось. Так, Салман Радуев – один из наиболее одиозных полевых командиров еще с первой чеченской войны – арестован и находится под следствием. Некоторые более мелкие полевые командиры уже осуждены российским судом и понесли заслуженное наказание. Что еще получилось? Очень важно, что удалось прекратить масштабные операции по транспортировке и торговле наркотиками и оружием с территории чеченской республики. Сведена до минимума бесконтрольная добыча нефти и торговля нефтепродуктами. Помимо всего прочего это позволило существенно снизить финансирование боевиков. В селениях на равнинной, традиционно лояльной России части Чечни люди и власть совместно, пусть и с трудом, налаживают мирную жизнь: восстановлено электро и газоснабжение, работают школы и больницы, создаются организации местного самоуправления, люди впервые за последние годы получают пенсии и социальные пособия. Вот пожалуй и все. Вопрос только в том, достаточно ли этого, для того чтобы сказать, что все было сделано правильно. Слишком велик еще список задач, решить которые не удалось. Самое главное - не уничтожены главари бандформирваний. Хаттаб, Басаев, Бараев все еще на свободе. А это значит, что война продолжается. Пока есть лидеры, способные повести за собой людей, вооруженное сопротивление не закончится. Законность на всей территории Чечни в полном объеме установить так и не удалось. Там по-прежнему царят произвол и беззаконие. Федеральная власть пока не в состоянии гарантировать людям их конституционные права и, прежде всего, обеспечить их безопасность. Плохо и то, что попытки создать в республике эффективную систему управления на уровне гражданской администрации в лице лояльных российским властям Кадырова и Гантамирова к глубокому сожалению не увенчались успехом. Подавляющее большинство населенных пунктов неподконтрольно федеральным властям. И если деятельность военных комендатур днем создает ощущение некоторого подобия порядка, то ночью это зона подвластная боевикам, действующим мелкими группами при активной поддержке местного населения. Экономика и инфраструктура республики не только не восстановлены, но и претерпели еще большие разрушения. Многие объекты восстановлению просто не подлежат. Выделяемые на Чечню финансовые средства в большинстве своем разворовываются, а те которые доходят, используются крайне неэффективно. Определенный оптимизм, в отличие от первой чеченской войны, вызывает только то обстоятельство, что нет достоверных фактов использования этих средств для финансирования боевиков. Отрицательным моментом нынешней компании является даже не столько отсутствие результатов по заявленным властями целям и задачам, сколько растущий отрицательный эффект от всего, что происходит в Чечне. Сегодня можно с полной определенностью констатировать, что на всей территории республики, особенно в горных районах усиливается сопротивление федеральным войскам. И это ни что иное, как партизанская война. События в Чечне последних лет привели к тому, что республику покинуло более полумиллиона жителей. В лагерях чеченских беженцев только в Ингушетии находится 175 тысяч человек. Русскоязычного населения в Чечне практически не осталось. До начала ввода федеральных войск их количество насчитывало приблизительно 20 тысяч. Объективная реальность - массовый исход гражданского населения из районов активных боевых действий. Поскольку ситуация далека от стабилизации, очевидно, что возвращение его в места постоянного проживания в ближайшее время невозможно. Затянувшаяся военная компания, отсутствие значимых результатов при проведении операции, неспособность обеспечить эффективное взаимодействие между федеральными структурами, вовлеченными в процесс урегулирования ситуации в Чечне - все это свидетельствует о неспособности силовиков выполнять поставленные перед ними задачи, полностью дискредитирует их в глазах общественности и политического руководства страны. Власть не в состоянии решить чеченский вопрос, что неизбежно ведет к падению ее авторитета в глазах населения России. И это не самое главное. Страшно другое: нерешенность чеченской проблемы в государстве с федеративным устройством, каковым является Россия, реально угрожает целостности всей страны. Следует отметить, что ситуация в Чечне обладает не только внутренним резонансом. Отсутствие продуманной стратегии в подходе к национальной политике, со всей наглядностью продемонстрированное на примере Чечни, дает веские основания для создания негативного образа России в мире. В течение последних месяцев, после заявления силовых ведомств о прекращении активной фазы контртеррористической операции в республике, заметных изменений в сложившейся обстановке не происходит. Окончание компании затягивается, а имеющиеся и возникающие вновь проблемы усугубляются. Формальная сторона вопроса характеризуется сухими цифрами официальных потерь федеральной группировки за время проведения операции. С начала второй чеченской войны они составили около 3000 убитыми и свыше 9000 ранеными. И эти цифры постоянно растут. Что касается потерь среди мирного населения, то официальных данных об этом нет. Оценочно они составляют от 20 до 50 тысяч убитыми. По данным Генерального штаба число убитых боевиков доходит до14 тысяч человек. Оставшиеся от первоначальных 26 тысяч, вероятнее всего растворились среди “мирного населения”. При этом нельзя не обратить внимание, что боевые потери с обеих сторон однозначно меньше, чем даже минимальные предполагаемые потери среди населения. Это свидетельствует о том, что от войны страдают прежде всего простые граждане. И чем дольше компания, тем больше жертв и страданий. Как уже отмечалось, на территории республики идет партизанская война, остановить которую в сжатые сроки чрезвычайно сложно. Даже при условии самого большого оптимизма в оценках способностей военного руководства и временной администрации Чечни по ведению переговоров в сочетании с силовыми акциями, можно смело сказать, что отдельные ее проявления на уровне диверсий и террористических акций еще долго будут продолжаться. В подобных обстоятельствах начать процесс активного восстановления разрушенного хозяйства и социальной структуры практически невозможно. Любые попытки власти сделать это сведутся только к постоянному увеличению расходов на восстановление. А как будут расходоваться эти средства ни для кого не секрет. Большая их часть при этом будет просто разворована, остальное уйдет не по назначению. В результате – дополнительная нагрузка на федеральный бюджет и растущее недовольство населения беспомощностью властей всех уровней. В дополнение к постоянной угрозе возобновления активных боевых действий, приходится констатировать, что инфраструктура, необходимая для налаживания мирной жизни полностью уничтожена. Экономика республики не подлежит восстановлению, за исключением нефтедобычи и производства стройматериалов. При этом предпочтительно, чтобы добычей и переработкой сырья занимались трансроссийские компании, которые обладают не только более эффективным менеджментом, что гарантирует значительно большую законность при проведение хозяйственных операций, нежели прямое управление федеральных структур или чеченской администрации. К тому же они имеют собственный политический вес. Ведение сельского хозяйства сильно затруднено ввиду того, что необходимый объем ирригационных и мелиоративных работ в течение долгого времени не проводился. К тому же значительные территории республики заминированы. Минирование обеими сторонами проводилось бессистемно. В отсутствие специальных карт минных полей процесс разминирования может занять очень продолжительное время. Если принять во внимание, что даже в более благополучные времена основу экономики Чечни составляла нефтедобыча в совокупности с сельским хозяйством, возможность для развития местного производства и создания рабочих мест для населения практически отсутствует. Сейчас единственная реальная сила в республике – это армия, как наиболее управляемая силовая структура, представленная в объединенной группировке. В то же время свою основную функцию – уничтожение крупных организованных бандформирований – она выполнила. В условиях растущего сопротивления со стороны населения, без активных боевых действий, армия несет неоправданные потери и разлагается. Армейские части не имеют реальных возможностей для проведения спецопераций в условиях партизанской войны. По большому счету – это просто не ее функции. Ни для кого не секрет, что если армия не воюет, то она деградирует. Это как раз то, что можно видеть сегодня в Чечне. Другие силовые ведомства, в отличие от армии, ничем не доказали свою состоятельность. Таким образом, единственным весомым аргументом на возможных переговорах с чеченской стороной по-прежнему остается пребывание крупной группировки на территории республики. Поэтому, до принятия политического решения о возможном будущем Чечни армия будет фактическим заложником сложившейся ситуации. Сегодня уже совершенно ясно, что политика опоры на лояльную часть чеченского общества оказалась неэффективной. Население не проявляет особых симпатий ни к одной из воюющих сторон. При этом, по мере необходимости укрывает боевиков от федералов, а на уровне элементарных бытовых вопросов помогает российским военным, не получающим необходимого довольствия, не говоря уже о “боевых”. Чеченская администрация во главе с А. Кадыровым оказалась не способной решить ни одного серьезного вопроса. Реально она не представляет собой никакой силы, так как не контролирует ситуации, не обладает необходимыми полномочиями и не пользуется сколько-нибудь значительной поддержкой населения, считающего ее предателями. Нежелание федерального центра взять на себя всю полноту ответственности за процесс полного урегулирования в Чечне фактически консервирует ситуацию, сложившуюся уже несколько месяцев назад. В тоже время оставить все как есть все равно не возможно. Принятие кардинально иных решений необходимо. Власть в последнее время демонстрирует некоторое понимание этой необходимости, что свидетельствует по меньшей мере о ее адекватности ситуации. Но того, что делается явно недостаточно. Недавнее назначение главным “контртеррористом” в Чечне руководителя ФСБ Николая Патрушева проблему управления и ответственности за принятие решений не снимает. По-прежнему наряду с Патрушевым за Чечню отвечают 9 руководителей от силовых и прочих ведомств. Перечислим: Игорь Сергеев, Владимир Рушайло, Владимир Елагин, Виктор Казанцев, Геннадий Трошев, Валерий Манилов, Станислав Ильясов, Ахмад Кадыров, Бислан Гантамиров. Ни способностей, ни формального статуса Патрушева явно недостаточно для эффективной координации усилий всех, кто причастен к процессу. В этой связи сосредоточение всей полноты власти в республике в едином центре является не только оправданным, но и необходимым. Следующим по своей значимости шагом властей по оптимизации усилий в Чечне стало решение о сокращении федеральной группировки за счет частей Министерства Обороны, не входящих в состав Северо-Кавказского военного округа. Данная мера безусловно правильная и в целом укладывается в логику развития событий. При этом в силу уже названных причин, важно, чтобы власть сделала следующие шаги для успешного процесса урегулирования. Сейчас совершенно очевидно, что дальнейшие действия в Чечне должны иметь две составляющие: военную и политическую. Исходя из формальной логики, продиктованной последними решениями Президента, федеральный центр уже определился с военной частью. Основной упор в дальнейшем должен быть сделан на проведении специальных операций по уничтожению главарей банд формирований, предотвращению поступления боевикам оружия и финансирования. Эффективность указанных мероприятий целиком и полностью будет зависеть от четкой постановки целей и задач, а также определения персональной ответственности руководителей соответствующих силовых структур. Обилие планов политического урегулирования в республике, появившихся в последнее время, приводит к мысли, что выверенной стратегии в этом направлении руководство страны не имеет. Наиболее показательными в этой связи являются планы, исходящие из недр чеченской администрации. План Гантамирова представляет собой фактическое предложение вывести федеральную группировку из Чечни, заменив ее на местную милицию во главе с собой. Механизм дальнейших действий умалчивается, но при этом гарантируется скорое решение всех проблем. План Кадырова более продвинут. Помимо уже высказанной Гантамировым идеи, за исключением персоналии главы чеченской милиции, глава администрации представил собственное видение экономического будущего республики. К сожалению предложения, содержащиеся в плане, носят пожелательный характер и не подкреплены какими бы то ни было расчетами и механизмами их практической реализации. Подчеркнутая необходимость восстановления конкретных хозяйственных объектов, составляющая основу плана Кадырова, очевидно не может заменить собой четкой программы действий по собственно политическому урегулированию ситуации. Необходимость разработки и принятия продуманной концепции политического урегулирования чеченской проблемы не подлежит сомнению. Именно поэтому Союз Правых Сил предлагает свое видение возможного решения данного вопроса. Основная идея плана - с одной стороны изложить четкую последовательность действий по достижению практического результата в сложившихся на сегодняшний день условиях, а с другой - определить перспективу и реальные последствия для чеченской стороны, если его позитивная часть не будет реализована. План устанавливает конкретный предел возможного поля для маневра обеих сторон. Последний пункт плана недвусмысленно определяет возможное будущее Чечни (фактическое расчленение территории республики на лояльную и мятежную части), что в свою очередь должно способствовать продвижению конструктивного диалога, если он возможен в принципе. Принципиальное условие успешной реализации предложенной СПС идеи – твердая позиция политического руководства России, декларирующая переход к принципу “разделенных территорий”, в случае провала переговорного процесса. Данная позиция федеральной стороны должна быть широко озвучена, в том числе и среди гражданского населения Чечни. |
|
Карта | Контакты | Комментарии Design by Alexander Pakholkov |