Союз Правых Сил Главная страница
Личности : Публикации/Выступления
Важно

УКРОЩЕНИЕ ЧИНОВНИКА, ИЛИ БИТВА С ПРОТЕЕМ

Ольга Михайлова, SMI.RU, 09.02.2001, http://www.smi.ru/

В середине февраля в Думу будет внесен проект закона об административных процедурах. Автор его, Виктор Похмелкин (СПС), любезно предоставил вашему корреспонденту возможность ознакомиться с текстом еще на стадии подготовки законопроекта.

Зачем нужен этот закон?

По мнению автора законопроекта, острейшими проблемами российской жизни продолжают оставаться административный произвол и коррупция в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления. Граждане, если они хотят жить по закону, а не по понятиям, практически не защищены в отношениях с чиновниками. (Если кто-то из наших читателей пытался зарегистрировать в Москве для временного проживания родственника или друга из провинции, он прекрасно поймет, о чем идет речь.)

В настоящее время существует множество различных законодательных и подзаконных актов, регулирующих различные виды административной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Однако эти акты зачастую противоречат друг другу и не обеспечивают надежных гарантий прав граждан и организаций и скорее способствуют должностным злоупотреблениям, чем препятствуют им. Доказать свою правоту можно только в суде, да и то не всегда. А, например, Московской администрации даже Конституционный суд, упразднивший прописку как институт, не указ.

В странах с развитой рыночной экономикой достаточно эффективно действуют комплексные нормативные акты, устанавливающие общие принципы деятельности чиновников по рассмотрению заявлений граждан и организаций, а также универсальные административные процедуры. Потребность в подобном законе для России назрела давно.

Основные цели, которые авторы законопроекта преследовали при его подготовке, таковы:

унификация и универсализация условий и порядка рассмотрения и разрешения органами исполнительной власти всех уровней заявлений о предоставлении, удостоверении, регистрации или приостановлении (прекращении) определенных правомочий организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и тем самым осуществление систематизации законодательства, регулирующего эти отношения;

обеспечение полной открытости, публичности, прозрачности для общественного контроля всех управленческих действий, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;

установление надежных гарантий от административного произвола;

предупреждение коррупции и других должностных правонарушений;

рационализация работы государственного аппарата.

Законопроектом устанавливаются общие условия рассмотрения административных дел, регулируются институты представительства, доказательств, процедурных сроков и административных расходов.

Законопроект регламентирует различные стадии рассмотрения и разрешения административных дел:

- подачу и принятие заявлений,

- подготовку дела к рассмотрению,

- проведение административного заседания,

- вынесение и оформление решений,

- пересмотр решений при их обжаловании,

- исполнение решений.

Предполагается, что федеральный закон об административных процедурах должен охватить очень широкий круг заявлений, рассматриваемых органами исполнительной власти.

Общим критерием для них является наличие в таком заявлении волеизъявления гражданина или организации получить, удостоверить или зарегистрировать какие-то свои правомочия: приобрести определенный статус, заняться какой-либо деятельностью, получить материальное благо или освободиться от имущественных затрат и т.п.

Во всех этих случаях, с одной стороны, необходимо защитить заявителя от недобросовестности, корыстолюбия и непрофессионализма чиновника, а с другой - предупредить возможность получения взятки должностным лицом (за ускорение какой-либо процедуры, например).

В то же время в проекте содержится перечень отношений, не являющихся предметом регулирования законодательства об административных процедурах, - они, как правило, уже сейчас подробно регламентированы специальными федеральными законами. Это, в частности, отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, налоговые отношения и некоторые другие.

Не верится, что в России возможно навести порядок в государственных учреждениях. Салтыков-Щедрин описал в "Истории одного города" механизм принятия административных решений в России, и с тех пор ничего не изменилось. Хотя сам Михаил Евграфович был, по отзывам, хорошим вице-губернатором (последовательно в Рязани и Твери).

Можно только восхищаться упорством Похмелкина, который пытается "окультурить" отношения чиновничества и граждан. Ведь удалось же его усилиями не пропустить самые одиозные предложения ГИБДД в Кодекс по административным правонарушениям!

Какому святому свечку поставить, чтобы закон об административных процедурах прошел не только в Думе, но и в Совете Федерации?

Фонд Конституция: Проект закона об административных процедурах




Новости | Политика | Личности | Структура
Карта | Контакты | Комментарии

Make up by Yaroslav Semyakin
Design by Alexander Pakholkov
Hosted by uCoz