|
|
Личности : Публикации/Выступления
|
Важно
|
УКРОЩЕНИЕ ЧИНОВНИКА, ИЛИ БИТВА С ПРОТЕЕМ Ольга Михайлова, SMI.RU, 09.02.2001, http://www.smi.ru/ В середине февраля в Думу будет внесен проект закона об административных процедурах. Автор его, Виктор Похмелкин (СПС), любезно предоставил вашему корреспонденту возможность ознакомиться с текстом еще на стадии подготовки законопроекта. Зачем нужен этот закон? По мнению автора законопроекта, острейшими проблемами российской жизни продолжают оставаться административный произвол и коррупция в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления. Граждане, если они хотят жить по закону, а не по понятиям, практически не защищены в отношениях с чиновниками. (Если кто-то из наших читателей пытался зарегистрировать в Москве для временного проживания родственника или друга из провинции, он прекрасно поймет, о чем идет речь.) В настоящее время существует множество различных законодательных и подзаконных актов, регулирующих различные виды административной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц. Однако эти акты зачастую противоречат друг другу и не обеспечивают надежных гарантий прав граждан и организаций и скорее способствуют должностным злоупотреблениям, чем препятствуют им. Доказать свою правоту можно только в суде, да и то не всегда. А, например, Московской администрации даже Конституционный суд, упразднивший прописку как институт, не указ. В странах с развитой рыночной экономикой достаточно эффективно действуют комплексные нормативные акты, устанавливающие общие принципы деятельности чиновников по рассмотрению заявлений граждан и организаций, а также универсальные административные процедуры. Потребность в подобном законе для России назрела давно. Основные цели, которые авторы законопроекта преследовали при его подготовке, таковы: унификация и универсализация условий и порядка рассмотрения и разрешения органами исполнительной власти всех уровней заявлений о предоставлении, удостоверении, регистрации или приостановлении (прекращении) определенных правомочий организаций и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и тем самым осуществление систематизации законодательства, регулирующего эти отношения; обеспечение полной открытости, публичности, прозрачности для общественного контроля всех управленческих действий, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц; установление надежных гарантий от административного произвола; предупреждение коррупции и других должностных правонарушений; рационализация работы государственного аппарата. Законопроектом устанавливаются общие условия рассмотрения административных дел, регулируются институты представительства, доказательств, процедурных сроков и административных расходов. Законопроект регламентирует различные стадии рассмотрения и разрешения административных дел: - подачу и принятие заявлений, - подготовку дела к рассмотрению, - проведение административного заседания, - вынесение и оформление решений, - пересмотр решений при их обжаловании, - исполнение решений. Предполагается, что федеральный закон об административных процедурах должен охватить очень широкий круг заявлений, рассматриваемых органами исполнительной власти. Общим критерием для них является наличие в таком заявлении волеизъявления гражданина или организации получить, удостоверить или зарегистрировать какие-то свои правомочия: приобрести определенный статус, заняться какой-либо деятельностью, получить материальное благо или освободиться от имущественных затрат и т.п. Во всех этих случаях, с одной стороны, необходимо защитить заявителя от недобросовестности, корыстолюбия и непрофессионализма чиновника, а с другой - предупредить возможность получения взятки должностным лицом (за ускорение какой-либо процедуры, например). В то же время в проекте содержится перечень отношений, не являющихся предметом регулирования законодательства об административных процедурах, - они, как правило, уже сейчас подробно регламентированы специальными федеральными законами. Это, в частности, отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества, налоговые отношения и некоторые другие. Не верится, что в России возможно навести порядок в государственных учреждениях. Салтыков-Щедрин описал в "Истории одного города" механизм принятия административных решений в России, и с тех пор ничего не изменилось. Хотя сам Михаил Евграфович был, по отзывам, хорошим вице-губернатором (последовательно в Рязани и Твери). Можно только восхищаться упорством Похмелкина, который пытается "окультурить" отношения чиновничества и граждан. Ведь удалось же его усилиями не пропустить самые одиозные предложения ГИБДД в Кодекс по административным правонарушениям! Какому святому свечку поставить, чтобы закон об административных процедурах прошел не только в Думе, но и в Совете Федерации? Фонд Конституция: Проект закона об административных процедурах |
|
Карта | Контакты | Комментарии Design by Alexander Pakholkov |