Союз Правых Сил Главная страница
Политика
Важно

Виктор Похмелкин: "Институт полпредов президента - опасен"
Интервью депутата Госдумы газете "Новый Компаньон"

- Виктор Валерьевич, что означает ваша недавняя критика в адрес Сергея Кириенко? Следует ли из этого, что он перестал принимать во внимание мнение своих партийных соратников?

- Я считаю, что введение института полномочных представителей в федеральных округах себя не оправдало. На мой взгляд, после того как завершилось приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, полпреды президента просто не знают, чем заняться. Поэтому в силу объективных причин они начинают вторгаться в компетенцию других органов государственной власти, в частности - в экономику, вплоть до попыток контролировать финансовые потоки. Они пытаются влиять даже на формирование Совета Федерации!

Это не личные недостатки отдельных представителей президента, в том числе уважаемого мной Сергея Кириенко, а порок самой конструкции. Поэтому, критикуя С. Кириенко, на самом деле я в большей степени критиковал институт полпредов. Я считаю, что это - опасный институт. В конце концов, мы можем получить 7 удельных княжеств, после чего до распада страны - рукой подать. Ведь посмотрите, что происходит: уже сформированы свои силовые структуры, правоохранительные структуры, сейчас там экономические структуры формируются, скоро свои правительства появятся...

Есть власть в регионах, которая легитимна и избираема населением. Полномочные представители президента никем не избираются и перед населением никакой ответственности не несут. Все остальное - производная от этой моей принципиальной позиции.

Я как раз считаю, что как государственный служащий, С. Кириенко не должен руководствоваться политическими соображениями, но как-то надо определиться со сферой компетенции - когда, скажем, заместитель представителя президента активно пытается повлиять на назначение члена Совета Федерации от Коми-Пермяцкого округа, причем делает это методами, не выдерживающими критики с точки зрения права и этики, то, конечно, это очень плохо.

Формирование Совета Федерации - это не дело полномочного представителя, это компетенция губернатора и Законодательного собрания.

- Вас возмущает конкретно ситуация с Коми-округом или такие действия в принципе?

- И конкретно, и в принципе. Я считаю, что представитель президента в этот вопрос вмешиваться не должен - это за рамками его компетенции. А поскольку это было нарушено и С. Кириенко в данном случае не дал должного отпора своим людям, не поставил границы, тогда и появилось мое публичное заявление.

Понимаете, у меня нет двойных стандартов: за подобные действия я бы критиковал и других представителей президента, и С. Кириенко не мог оставить в покое, неважно, что он - мой партийный товарищ. Ситуацию уже невозможно было решить непубличными методами, тогда я вынужден был сделать публичное заявление, которое, кстати, возымело действие. В конце концов, вопрос был решен в соответствии с законом и волей вновь избранного губернатора Коми-Пермяцкого автономного округа.

- Если вы не согласны с развитием института полномочных представителей президента, будете ли вы выходить с законодательной инициативой по этому поводу или предпринимать какие-либо другие практические действия?

- Увы, это - компетенция президента. Единственное, где я как депутат могу на что-то повлиять, это если будет предпринята попытка наделить полпредов полномочиями через закон, внесенный на рассмотрение Государственной думы - вот здесь я буду выступать против. Пока все формально в рамках закона - президент РФ имеет право назначать своих представителей, наделять их определенными полномочиями в пределах своей компетенции.

Беда в том, что этот институт разрастается, и чиновники-наместники начинают преувеличивать свой статус, свое влияние. Этот процесс - объективный. но, увы, он действует в рамках неэффективного института. У меня такая точка зрения на этот институт, у Кириенко - другая, раз он эту должность занимает, волей-неволей эта дискуссия продолжается. Пусть общество, в конце концов, рассудит, и президент на основании общественного мнения принимает те или иные решения.

- Как бы вы охарактеризовали свои отношения с прежним руководством обладминистрации? Вы же не будете отрицать, что степень вашего влияния на Г. Игумнова была достаточно высока.

- Не буду. Хотя степень этого влияния не надо и переоценивать. У меня были (и надеюсь) останутся очень хорошие личные отношения с Геннадием Вячеславовичем. А политическое взаимодействие было непростым. А если вы имеете в виду какие-то лоббистские вещи, то я этим мало занимался.

Конечно, иногда представители какого-нибудь предприятия обращаелись ко мне с совершенно нормальными, законными просьбами: помогите заказ "выбить" или бюджетное финансирование. Это все - нормальная депутатская работа. В этой части, на самом деле, мне мало что удавалось сделать. Например, не удавалось помочь газете "Досье 02", где работают мои соратники и единомышленники. Хотя, сами понимаете, для меня это был один из приоритетов. Что-то как депутату, выражающему интересы определенных групп избирателей, удавалось сделать через обладминистрацию. Но чаще всего были сложности.

Я знаю, что существуют определенные мифы на сей счет. И называются в связи с этим конкретные вице-губернаторы. Да, они работали там, потому что я их рекомендовал. Я не буду отрекаться: и Белоусова, и Чебыкина рекомендовал я, и Игумнов с этим согласился.

- Разве это не есть реальное проявление вашего влияния?

- А для чего? Сейчас деятельность Белоусова и Чебыкина проверяется "под лупой". И я вас уверяю, что не найдется ни одного рубля, который бы с помощью этих вице-губернаторов пошел на нашу партию. Они спокойно ушли со своих должностей, и никто из них ни за что не цеплялся. Единственное, что нам было важно - это некий курс, некая политика. Для меня, в частности, самым значимым вопросом был закон о земле. Вот из-за него, если помните, я несколько раз публично ругался с губернатором, делал очень жесткие заявления, когда он отступил, сдал свои позиции по этому вопросу. Ну какой здесь лоббизм?! Чьи интересы я люббирую, если не считать фермеров и всех, кто заинтересован в гарантиях права собственности на землю? Да, было определенное политическое влияние, я бы даже сказал: макрополитическое влияние.

Вот еще один момент, чтобы просто понять - ни у меня, ни у моих ближайших соратников по СПС нет каких-то сильно значимых бизнес-интересов. Вадима Чебыкина неоднократно упрекали, что он контролирует ликерно-водочную промышленность в области. Сейчас он оставил пост председателя совета директоров АО "Пермалко". Пожалуйста, все открыто. Проверяйте, смотрите, сколько у него акций, есть ли они вообще, что на этом предприятии делалось. А ведь, казалось, что это и есть тот рычаг, через который все шло. На самом же деле - ни копейки!

- Вы считаете, что проверка деятельности вице-губернаторов не заставит краснеть ваших соратников?

- Я настаиваю на этой проверке! На самой тщательной, всесторонней и скрупулезной. Чтобы все, в конце концов, встало на свои места.

Самый главный капитал, которым располагаем и лично я, и СПС в целом, - наша репутация. Я в активной публичной политике уже 7 лет. Когда Кириенко назначили представителем президента, сюда приехали его люди изучать ситуацию. Они поразились, что есть, оказывается, политик в регионе, который не имеет своего бизнеса, не замешан ни в каких коррупционных скандалах, который чист абсолютно. Мне нечего скрывать.

У меня, кстати, довольно хорошие отношения со многими представителями силовых структур, как ни странно. Если вы следите за моей деятельностью, то знаете, что с их руководством у меня отношения испорчены напрочь. Я веду борьбу за реформу прокуратуры. Ясно, что я - "лучший друг" ГИБДД, например. И тем не менее, многие люди из этих структур меня уважают, потому что знают, что Похмелкин - человек честный и лично сам ни в каких махинациях не замешан. И неужели вы думаете, что этот свой главный капитал, который позволяет мне преодолевать многие трудности и компенсировать многие слабости нашего движения, я просто так растрачу? Да я его буду беречь как зеницу ока! Потому что в конце концов, только на этой базе может строиться настоящая политика.

Я горд тем, что за последние 3-4 года ко мне никто, ни в Москве, ни в регионе, ни с какими сомнительными предложениями не обращался. Все знают: мало того, что бесполезно, еще и опасно - как бы потом после этого не "загудеть" куда-нибудь. Это не бравада. Вы же понимаете, что я очень рискую, если вдруг хоть маленькое "пятнышко" обнаружится. Ищите. Я предельно заинтересован в том, чтобы была проведена тщательная проверка жизни и работы моей и моих ближайших соратников, нашей партии в целом. Пусть люди знают: все проверили, "мин нет".

- Вы поддерживали кандидатуру Игоря Аверкиева на пост уполномоченного по правам человека по Пермской области. Ваши достаточно лояльные комментарии к назначению на этот пост Сергея Матвеева означают, что вы смирились с выбором депутатов или его кандидатуру вы тоже одобряете?

- После того, как выбор состоялся и человек назначен на государственную должность, мне с ним работать. У меня нет оснований отрицательно оценивать господина Матвеева и нет оснований оценивать его положительно. Есть только факт - его назначение. Нам с ним предстоит работать. Одни и те же люди будут от меня идти к нему и от него ко мне. У него очень непростой и ответственный пост.

Зная ситуацию в сфере защиты прав человека, считаю, что Аверкиев был бы лучшим кандидатом. Но... Губернатор и депутаты сделали другой выбор. Я надеюсь, что они не ошиблись, что Матвеев будет достойным уполномоченным по правам человека. Я не испытываю никаких неприятных чувств по отношению к нему и настраиваюсь на совместную работу.

Да, я бы лично проголосовал за Аверкиева - если бы был депутатом ЗС. Благодаря мне его кандидатура оказалась-таки включенной в список кандидатов. Больше никому до этого дела не было. Но было бы неприлично, если бы Аверкиев не рассматривался даже формально на эту должность. Это, считаю, было бы позором для пермского политического истеблишмента. Трутнев имеет право сделать свой выбор, и он его сделал. Не выдерживает критики то, что никто из депутатов не пытался даже предложить кандидатуру Аверкиева. Одно дело - принципиальное несогласие с ним, другое - нежелание депутатов ссориться с губернатором.

- Что вы имели в виду, когда говорили что такое трогательное единодушие депутатов может сыграть злую шутку и с исполнительной властью в Пермской области, и с ее законодательной ветвью? Какие минусы от этого получит исполнительная власть?

- Исполнительная власть нуждается в конструктивной критике и разумном оппонировании со стороны законодательной власти. В этом - залог гарантий стабильности политической системы. Это та же ситуация, когда я не могу согласиться, что Госдума голосует за все предложения президента. Матвеева знали считанные депутаты. Остальные голосовали за него потому, что он - кандидатура губернатора, то есть демонстрировали таким образом лояльность по отношению к Ю. Трутневу. При этом я знаю, что губернатор особенно-то никого и не "ломал", сами законодатели так послушно выстроились.

- Это что, магия его имени?

- Губернатор только что избран на волне народного доверия, а депутатам скоро переизбираться. Кому охота ссориться с исполнительной властью?

Ясно, что вновь избранный губернатор не потеряет своих позиций к концу года, ясно, что хотелось бы опереться на его поддержку, вот и продемонстрировали свою лояльность. Я бы на месте Юрия Петровича не ценил бы это. Я считаю, что если у человека есть своя позиция и какие-то принципы и он тебя поддерживает - это хорошо, это во благо, а если он тебя просто из-за страха или из-за корысти поддерживает - зачем такие союзники?

Поэтому я и говорю, что исполнительная власть нуждается в оппозиции, в оппозиции - здравой, разумной, оппозиции неразрушительной, естественно. Потому что через эту борьбу мнений и происходит движение вперед.

Хотелось бы верить, что Законодательное собрание будет не разрушительной, но самостоятельной ветвью власти, а не придатком обладминистрации.

- Вы очень высоко оцениваете начало деятельности Олега Чиркунова в качестве члена Совета Федерации, с другой стороны, указываете на опасность превращения Ю. Трутнева в так называемого государственника.

- Точнее - в псевдогосударственника.

- Не свидетельствует ли это о намечающемся расколе между ближайшими соратниками и друзьями? Чиркунов последовательно склоняется в сторону либеральных рыночных реформ и разумного противовеса президенту. С другой стороны, губернатор, наоборот, действует точно в русле президентской политики.

- Олег Чиркунов и в ЗС проводил достаточно последовательно либеральную линию. И мы это ценили. Он, кстати, выступал и с критикой некоторых предложений губернатора с либеральных позиций по многим вопросам: и в налоговой политике, и в промышленной. Так что в этом нет ничего удивительного. Другое дело - не войти в состав пропрезидентской группы сенаторов. Для этого требуется личное мужество. И я думаю, что эта позиция наверняка согласована с Ю. Трутневым. Ясно же, что этот шаг сказывается и на отношении к губернатору.

Что же касается линии поведения Трутнева, то, я надеюсь, он переболеет этим. Я понимаю его мотивацию. Вот пришел новый лидер. Здесь - непорядок, там - плохо. И первое стремление - сейчас я вмешаюсь, усилю государственный контроль, у меня же все рычаги. И будет лучше и правильнее. Это - "детская болезнь" любого вновь избранного губернатора. Я думаю, что Юрий Петрович ею быстро переболеет. Тем более, что у него богатый рыночный опыт. Если же она затянется, то будет плохо, так как вектор должен быть диаметрально противоположным.

Государство должно укрепляться не за счет вторжения в экономику, а за счет того, что оно уходит из экономики. Оно все больше должно заниматься макроэкономикой, макрополитикой, стратегией, обеспечивать равные правила игры для всех участников экономической деятельности и защищать общество от произвола со стороны самой же власти. Тогда это - сильное государство. А вмешательство в управление малоэффективно, о чем свидетельствуют и результаты работы предприятий, где государство имеет определенный пакет или даже "золотую акцию" - туда не вкладываются деньги, там нет развития.

- Помимо опасности вмешательства государства в экономику, какие еще заявления или действия новой региональной власти вас не устраивают?

- Пожалуй, только заявление о том, что мы должны осторожно решать вопрос о земле. Это политически неоправданно потому, что в Пермской области - устойчивый перевес сторонников земельной рыночной реформы. Я думаю, что это заявление было сделано Ю. Трутневым под влиянием заседания Госсовета по этому вопросу, где было принято решение двигаться осторожно. Может, Юрий Петрович продемонстрировал лояльность общей позиции Госсовета и президента, не более того. Посмотрим, как будут голосовать представители Пермской области, в том числе Олег Чиркунов, в Совете Федерации буквально на днях по Закону о главе 17 Гражданского кодекса РФ.

Я давно знаю Трутнева и знаю его как прагматика, человека, который заинтересован в укреплении своего авторитета. Детскими болезнями он переболеет, а дальше все будет нормально. Юрий Петрович - не член СПС и вряд ли когда-нибудь им станет, но я уверен, что с ним можно налаживать нормальное взаимодействие.

03.04.2001




Новости | Политика | Личности | Структура
Карта | Контакты | Комментарии

Make up by Yaroslav Semyakin
Design by Alexander Pakholkov
Hosted by uCoz